Дорожно-транспортная экспертиза

Дорожно-транспортная экспертиза

Основным инструментом расследования последствий ДТП, где был поврежден автотранспорт, где пострадали пассажиры, водитель, пешеходы является экспертиза дорожных происшествий, которую в различных условиях обыватели зачастую разнолико именуют то дорожно-транспортной, то дорожной, то автодорожной.

Однако ни одно из этих наименований не является научно-обоснованным и верным, но об этом позже.

Дорожно-транспортная экспертиза (дорожная или автодорожная экспертиза) до настоящего времени остается самым, как ни странно редким видом автотехнических экспертиз.

Независимо от того факта, что дорожно-транспортная (автодорожная или дорожная) экспертиза обрела это уникальное наименование более семи лет назад, подавляющее большинство практикующих адвокатов, юристов, следователей, судей продолжает назначать в следствии или суде) «автотехническую экспертизу», обозначая лишь только класс исследования, не определяя вида экспертизы.

В результате столь общего и абстрактного обозначения данного исследования, в нашей практике довольно часто рождаются ситуации, когда в офис какого-либо экспертного учреждения, где имеются бы как «автоэксперты» (оценщики автомобилей, оценщики ущерба, эксперты в области транспортной трасологии), приходят материалы уголовного дела, для исполнения которых необходимы познания именно эксперта по исследованию ДТП (дорожной разметки, полотна дороги, , дорожно-транспортных происшествий).

Возникает неприглядная ситуация, когда материалы возвращаются в следственные или судебные инстанции без исполнения, в результате чего сроки не выдерживаются в следствии элементарной неграмотности указанных выше участников судебного процесса.

Основные цели и задачи дорожно-транспортного исследования:

• обстановка на месте происшествия: состояние проезжей части, участка дороги за пределами дорожного покрытия, обочин;

• текущее состояние дорожного покрытия в месте происшествия, наличия закруглений, уклонов в продольном и поперечном направлении;

• условия видимости и обзорности с места водителя;

• определение возможности всестороннего восприятия водителем сложившейся ситуации;

• экспертиза технической возможности (невозможности) предотвращения ДТП;

• определение значений коэффициентов и параметров, который характеризуют движение транспорта и других участников на месте дорожно-транспортного происшествия: сопротивления и коэффициентов сцепления перемещения транспорта и прочих участников по покрытию автомобильной дороги;

Установление факторов, непосредственно связанных с дорожной обстановкой предшествующей ДТП, которые способствовали возникновению ДТП: неблагоустроенность дороги, неправильная разметка дороги, ошибочное расположение дорожных знаков, отсутствие должных дорожных знаков и прочие отрицательные особенности дорожной ситуации.

Для проведения автодорожной (дорожно-транспортной или дорожной) экспертизы в распоряжение эксперта требуется предоставлять все материалы гражданского, уголовного, административного дела, которые относятся к дорожно-транспортному происшествию. Должностному лицу назначающему дорожную экспертизу необходимо знать, что для исследования необходимо изучение имеющегося комплекса информации о происшествии.

Кстати, в ситуациях, где одним из важных обстоятельством происшествия выступают погодные условия обязательным документом будет справка о погодных условиях в момент ДТП.